Риск. Часть 2
Прочие проблемы
В предыдущем разделе мы рассмотрели вопросы, связанные с выбором хирурга и возможным риском. Теперь поговорим о других "подводных камнях".
Мы уже упоминали о нередком стремлении пациента ограничить поле деятельности хирурга: "Доктор, только не делайте мне "парижский нос", "Постарайтесь, чтобы лицо не казалось вытянутым", "Пусть уши все-таки слегка торчат".
Обычно за этими фразами стоит не только страх перед вероятными изменениями, но и опасение потерять индивидуальность.
Несколько поясняющих фраз и предъявление фотографий до и после ретуширования почти всегда снимают волнение пациента. Предоставим хирургу заниматься своим делом и оперировать так, как он считает нужным. Повторяю: если пациент корректирует действия врача, то последнему лучше отказаться от операции. Мое убеждение легко объяснимо на простом примере: неукороченный после удаления горбинки нос уродует лицо гораздо сильнее, чем до операции.
Ко всему этому нередко примешиваются препоны, возникающие перед пациентом по вине друзей и близких.
Иногда сами родители советуют своему ребенку сделать пластическую операцию. Это случается в тех случаях, когда мать, всю жизнь страдавшая от очень большой груди, хочет уберечь дочь от подобного дискомфорта. Но часто бывает, что родители всемерно противятся устранению дефекта, объявляя его чуть ли не фамильной гордостью! Страшно подумать,сколько девушек рыдают по ночам из-за крючковатого носа, доставшегося от бабушки, или выступающего подбородка, унаследованного от дедушки!
Как правило, мужья не разделяют стремления собственных жен хоть как-то исправить свою внешность. Они рвутся сопровождать супругу на консультацию, словно речь идет о покупке мехового манто в дорогом магазине, и, насупившись, с трудом удерживаются от резких комментариев.
Такое поведение вызвано несколькими причинами:
- мужчине нелегко примириться даже с малейшими изменениями внешности жены, будь то новый цвет волос или другой макияж. Что уж говорить о физическом облике!..
- он вовсе не уверен, что хирургическое вмешательство необходимо;
- его пугает сама мысль о том, что в связи с операцией жены ему придется на какое-то время стать отцом-одиночкой и, наконец,
- обычная зависть: ведь супруга станет выглядеть не только лучше, но и моложе его, а это, несомненно, привлечет к ней восхищенные взгляды других мужчин.
Отношение дочерей к желанию матери сделать пластическую операцию бывает разным. Иногда они горячо поддерживают это намерение, но гораздо чаще возражают из опасения, что облик матери изменится. Им вообще непонятна эта затея: как можно стремиться стать моложе, когда на руках уже внуки, которые любят свою бабушку и такой?
Отрицательная реакция окружающих часто скрывает ревность: в принципе, они не против, только пусть мамочка сделает не подтяжку, а что-нибудь другое.
Я вспоминаю, как одна знакомая привела ко мне свою мать на консультацию по поводу устранения морщин. Несколько минут спустя выяснилось, что пожилая дама всю жизнь мечтала сделать коррекцию носа, а появление морщин вокруг глаз ей даже нравится и ничуть не смущает!
Лучшими рекламными агентами хирурга являются подруги прооперированных пациенток. Правда, это не всегда касается "омолаживающей" хирургии.
Как правило, женщины редко признаются, что своей молодостью они всецело обязаны искусству хирурга-косметолога. Однако случается, что дамы, не имеющие никакого понятия о том, что такое эстетическая хирургия, распространяют о ней устаревшие слухи. Молва говорит о невыносимых болях, о невозможности оперироваться зимой или во время менструаций.. Стоит ли объяснять всю абсурдность подобных высказываний?
Как бы то ни было, а большинство наших пациентов составляют женщины, которые высоко ценят возможности хирургической косметологии.